МОКУ СОШс.СпартакЕрмекеевскогорайонаРеспублики Башкортостан
|
|
Отчет по методической работе МОКУ СОШ с. Спартак за 2011-2012 учебный год Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Учитывая уровень учебно – воспитательного процесса, сложившиеся традиции, запросы и потребности учителей, состояние учебно – материальной базы, а также особенностей состава учащихся в 2011-2012 учебном году была выбрана следующая методическая тема: «Применение новых образовательных технологий в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса». Для её решения были поставлены следующие задачи: 1. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий. 2. Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей. 3. Качественная подготовка и проведение предметной недели и методических дней, повышение их роли в совершенствовании педагогического мастерства учителей школы. 4. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий. 5. Организация взаимодействия с другими учебными заведениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования. 6. Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов, в том числе банка инновационных технологий. 7. Обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы. 8. Усиление мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания. Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения, план методической работы. При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой. Основные направления работы:
Система научно – методической работы школы включает в себя различные формы работы, формы организации взаимодействия педагогического коллектива со специальными службами: психолого –педагогические семинары, методические недели, предметные недели, обобщение передового опыта, курсы повышения квалификации, самообразование, развитие аналитико –диагностических умений учителя, проектная деятельность, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, аттестации. Основными формами методической работы в школе являются: - тематические педсоветы; - заседания методического совета; - заседания методических объединений; - постоянно действующие семинары на базе МОКУ СОШ с. Спартак - методические предметные недели; - мастер – классы и открытые уроки; - дистанционные консультации с использованием возможностей е-mail; - участие в работе профессиональных сообществ, размещенных в сети Интернет; - работа исследовательской группы педагогов; - работа учителей над темами самообразования; - аттестация педагогических кадров; - контроль курсовой системы повышения квалификации; - консультации и анкетирование. Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. В 2009-10 учебном году было проведено 11 заседаний педсовета. Повестка дня 7 педсоветов включала в себя вопросы методического характера. Цель их проведения – коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива по той или иной методической проблеме. Содержание деятельности: заслушивание творческих отчетов учителей, их теоретических знаний по конкретной методической проблеме, изложение результатов проделанной работы, принятие управленческого решения по проблеме. Надо отметить, что активными участниками педсоветов, наряду с администрацией школы, являются: Гареева Е. Н., Бралкова Л. М., Иванова В. С., Усманова З. Т., Арсланова Г. В., Мартынова Р. Р., Гафурова Л. Т. В течение учебного года прошло пять заседаний Методического совета, на которых были рассмотрены вопросы по определению содержания, форм и методов повышения квалификации учителей, подготовке проведения районных семинаров, выдвижение педагогических работников для участия в районном конкурсе «Учитель года – 2012» и подготовке проведения школьной научно-практической конференции «Малой академии школьников». Для повышения профессионального уровня педагогов проводились постоянно как школьные, так и районные семинары, мастер – классы, где каждому учителю предоставлялась возможность поделиться опытом, подвести итоги работы над темой по самообразованию в виде творческого отчета, поднять проблемы, возникшие в результате работы. За отчетный период было проведено 3 районных семинара: 1) РМО учителей истории и обществознания, где Аминева З. Т. показала открытый урок по истории и внеклассное мероприятие от 15 декабря 2011 года. 2) Совещание заместителей директоров по УВР от 17 февраля 2012 года. Присутствовали заместители директоров по УВР ОУ района, учителя начальных классов СОШ с. Спартак и НОШ с. Пионерский. Повестка дня.
3) РМО учителей математики от 19 апреля 2012 года. Были проведены открытые уроки и анализ проведенных уроков v 2 урок – урок подготовки к ГИА по алгебре в 9 классе “Решение квадратных неравенств” (Арсланова Г. В.); v 2 урок – урок изучения нового материала по геометрии в 8 классе “Теорема о точке пересечения высот треугольника” (Араптанова Г. А.); v 3 урок – урок – путешествие по математике в 5 классе “Проценты” (Гафурова Л. Т.); v 3 урок – урок – закрепление по алгебре в 7 классе “Разложение многочлена на множители способом группировки” ( Ахунова С. ). v 4 урок – урок – закрепление по математике в 6 классе “Решение уравнений”
Главными звеньями в структуре методической службы школы являются предметные методические объединения. В школе в течение последних лет работают 4 методических объединений учителей. Руководителями ММО являются опытные учителя, поэтому система учебно-методических задач в школе решается на достаточно высоком уровне. Руководителями ММО являются: учителей русского, английского, башкирского языков и литературы – Латыпова С. А.. учителей истории и географии – Гатиятуллина Ф. И. учителей химии и биологии – Степанова О. Е. начальных классов – Иванова В. С. классных руководителей – Вождаева А. М.
Школьные методические объединения обеспечивали планомерную методическую работу с учителями школы, направленную на совершенствование содержания образования и включающую различные виды предметной и исследовательской деятельности. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные методические обобщения. Успешно рассматривались и решались следующие вопросы: - работа с новыми образовательными стандартами, - создание банка контрольно-измерительных материалов уровня учебных достижений учащихся по предметам, - освоение технологии педагогического мониторинга, - поиск эффективных путей психологической, технической и методической подготовки к ЕГЭ, итоговой аттестации, - внедрение в практику современных педагогических технологий, - совершенствование форм и методов ликвидации пробелов в знаниях учащихся на основе дифференцированного и индивидуального подходов к учебно-познавательной деятельности - работа с одаренными детьми и др. Анализируя образовательную деятельность МО, можно отметить следующие аспекты: · Реализация целей и задач ММО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов всех уровней образования, была направлена на защиту интересов и прав обучаемых; · Все учителя-предметники осуществляли образовательный процесс по рабочим программам, основу которых составляют программы Министерства образования РФ для общеобразовательных школ. По-прежнему остается неэффективной работа по предъявлению и обобщению передового педагогического опыта. Основной проблемой по данному направлению является нежелание педагогов готовить аналитические материалы, ввиду объёма предстоящей работы; неумением большинства педагогов систематизировать собственные наработки, а также слабое владение ИКТ некоторыми учителями. Традиционной формой организации внеклассной работы по предмету являются предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Учителя-предметники проявили хорошие организаторские способности, умение создать творческую атмосферу, использовали разнообразные нетрадиционные формы проведения, вызвали интерес учащихся. С 10 по 16 марта 2012 года была проведена предметная неделя по русскому языку и литературе, посвященная 75 летнему юбилею В. Г. Столыпина по плану:
Особое внимание в работе методических объединений и администрации уделяется совершенствованию форм и методов организации урока. Основными направлениями посещений уроков были: - владение преподавателями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями; - владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся; - использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами; - работа над формированием навыка самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время; - формирование общеучебных и специальных умений и навыков; - системность использования учителями – предметниками средств технического обучения и информационных технологий в учебно- воспитательном процессе. - использование на уроке учебной и дополнительной литературы; - здоровьесберегающие технологии на уроке.
Из анализа посещенных администрацией уроков у учителей прослеживается следующие тенденции в работе: В школе постоянно отслеживаются результаты профессионального мастерства преподавателей, выраженных в итогах аттестации. По итогам года 4 учителя имеют высшую категорию, что составляет 21 % педколлектива, первую категорию - 11 учителей, что составляет 58 %, 3 учителя имеют вторую категорию – 16 %, один учитель не имеют квалификационной категории – 5 %. В этом учебном году на высшую категорию прошли аттестацию следующие учителя: Усманова С. И., Иванова В. С., Степанова О. Е., на первую – Аминева З. Т. По категорийности кадров школа в разрезе района находится на высоком уровне. 27 марта 2012 года в МОКУ СОШ с. Спартак состоялись педагогические чтения под общей темой «Модернизация образования – стратегия развития школы». Цель данного мероприятия: обеспечить уровень образования и воспитания, соответствующий современным требованиям, способствующим формированию у обучающихся стремления и способности к самообразованию и саморазвитию. С докладом выступили: 1. Воробей С. А. – директор школы на тему "Закон об образовании: версия третья, улучшенная и дополненная". Светлана Анатольевна в своем выступлении затронула следующие вопросы: «Изменения системы и классификации, но сохранение традиций. 2. Набиуллина О. Н. – учительница русского языка и литературы первой квалификационной категории на тему «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку». В своем выступлении Ольга Николаевна делилась опытом работы по подготовке выпускников к итоговой аттестации. 3. Арсланова Г. В. – учительница математики и физики второй квалификационной категории на тему «Использование групповых и индивидуальных форм работы на уроках математики». Во время выступления Галина Владимировна затронула следующие важные вопросы: «В процессе обучения очень важным является личностный и дифференцированный подход, адаптация к индивидуальным особенностям ученика, при этом эффективность урока заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. 4. Гафурова Л. Т. – учительница математики второй квалификационной категории на тему «Использование ИКТ на уроках математики как развитие познавательной самостоятельности учащихся». Тезисы из выступления Лилии Табрисовны «Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы (отсутствие письменных заданий), проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся. 4. Бралкова Л. М. – учительница начальных классов первой квалификационной категории на тему «Компетентность как новое качество личности школьника». В своем выступлении Людмила Михайловна говорила, что школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. как предметные, так и ключевые компетентности, определяющие современное российское образование. Данный фундамент закладывается, прежде всего, в начальной школе. Поскольку личность формируется в деятельности, в стандартах начального образования второго поколения намечен переход не столько к компетентностному, столько к компетентностно – деятельностному подходу. Повышение квалификации Курсы повышения
Участие учителей в профессиональных конкурсах
Тематика открытых уроков
Анализ методической работы школы показал, что методическая тема школы соответствует основным задачам, стоящим перед образовательным учреждением. Тематика школьных МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном поставленные задачи методической работы на 2011-2012 учебный год выполнены. Между тем, есть нерешенные проблемы:
В 2012-2013 учебном году основные усилия методической работы школы необходимо направить на достижение следующих целей и задач:
Направления деятельности на 2012-2013 учебный год:
Зам. директора по УВР: С. И. Усманова Отчет о проделанной методической работе МОКУ СОШ с. Спартак за 1 полугодие 2012 – 2013 учебный год Перед методической службой школы на 2012 – 2013 учебный год поставлена цель: создание условий для повышения профессионального мастерства преподавателей на основе обмена передовым опытом, самообразования и курсовой переподготовки. Для ее реализации сформулированы следующие задачи: 1. Продолжить работу по повышению качества обучения. 2. Продолжить работу, нацеленную на предупреждение неуспеваемости. 3. Обеспечить внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий: развивающее обучение, ИКТ, метод проектов, модульное, проблемное обучение. 4. Продолжить работу по отработке навыков тестирования как одного из видов контроля над ЗУН учащихся с целью подготовки к ГИА и ЕГЭ. 5. Продолжить работу с мотивированными учениками, направленную на участие в предметных олимпиадах. 6. Продолжить формирование банка данных по диагностике и мониторингу образовательного процесса. 7. Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.
Учитывая выше указанные цели и задачи, методические объединения школы имеют планы работы на первое полугодие. В соответствии с планами изучаются методические рекомендации по предметам, они учитываются учителями-предметниками пр |